Работа педагогов с трудными подростками

Переходный возраст

rabota-pedagogov-s-trudnymi-podrostkamiВ каждом учреждении среднего образования многие педагоги рано или поздно сталкиваются с проблемой обучения трудных подростков. Дети, отличающиеся девиантным поведением, подростки, которые состоят на учете в детских комнатах милиции, или ребята из неблагополучных семей сегодня обучаются вместе с другими учащимися. Если в советское время трудных подростков определяли для обучения в специализированные учреждения, то сегодня они являются частью ученического коллектива обычных классов.
Наличие в классе одного или нескольких трудных подростков во многом влияет на уровень успешности и эффективности протекания учебно-воспитательного процесса. И другие ребята, и учителя постоянно вынуждены отвлекаться и реагировать на те или иные проявления поведения трудных подростков, которые в большей степени ведут себя вызывающе, грубо, дерзко. Что отражается на уровне эмоционального климата в аудитории, а также снижает продуктивность работы учителя и школьников.
Как вести себя учителю-предметнику или классному руководителю, если в его ученическом коллективе обучается такой ребенок?

Во-первых, ни в коем случае нельзя разграничивать трудных подростков с другими детьми. Это такой же ученик школы, как и другие, которые имеет то же право получить образование, что и остальные дети, согласно законодательству. Ни педагог, ни администрация не вправе отнимать эту законную возможность у ребенка.

Во-вторых, необходимо принять все возможные меры по урегулированию ситуации путем адаптации трудного подростка к полноценному учебно-воспитательному процессу.
Многие консервативные педагоги, к сожалению, пытаются решить данную проблему путем избавления от нее: выгоняя подростка с уроков или не пуская его в класс, что также противозаконно. Но ведь главной задачей педагога является обучение и воспитание ребят, если такой подросток нуждается в этом еще больше, даже если и делает вид, что ему это совершенно не нужно, необходимо не отворачиваться от него, а протянуть руку помощи.

rabota-pedagogov-s-trudnymi-podrostkami
Для повышения эффективности результатов педагогической работы и улучшения учебной дисциплины учителю необходимо наладить контакт с таким учащимся. Способов решения данной педагогической и социальной проблемы может быть много, так как каждый ребенок – это индивидуальность. Одни способы воспитательного воздействия дадут эффективность, а другие могут привести к нулевому результату. Но в любом случае пытаться решить проблему необходимо так, будто вы подбираете ключ к двери. Благодаря стараниям и подбору методов урегулирования ситуации дверь в сознание ребенка, которая кажется закрытой, рано или поздно отворится.
Для того чтобы постараться изменить поведения трудного подростка, необходимо постараться понять, какие причины заставляют его так вести себя. Грубость и вызывающее поведение в первую очередь возникают от того, что подросток чувствует себя одиноким, никому не интересным и не нужным. Так он пытается привлечь к себе внимание. Возможно, у ребенка в семье сложная социальная ситуация, связанная с насилием, унижением и другими факторами. Ребенок, который не чувствует внимания, заботы и любви, становится со временем озлобленным и агрессивным. Такое поведение подростка является защитной реакций, позволяющей скрыть боль и обиду.
Роль учителя в такой ситуации сводиться к обращению на него своего и детского внимания, но не в форме замечаний, а в виде констатирования успехов его деятельности. Для того чтобы эти успехи появились, необходимо привлекать его к общественной работе, давать поручения, задания, которые соответствовали бы его интересам, подчеркивая уровень вашего доверия к нему и его ответственности.

rabota-pedagogov-s-trudnymi-podrostkami
Поговорив со школьным психологом, классным руководителем, родителями, постарайтесь узнать круг его интересов или увеличений. После чего, например, при выполнении каких-то заданий такому ребенку можно разрешать делать то, что ему близко и интересно. Возможно, подросток, который несколько отстал в учебе и поведении, сможет проявить успехи в спорте, конструировании, сценических видах деятельности.
Другими словами, учитель должен обеспечить условия деятельности для этого ребенка так, чтобы он смог почувствовать себя успешным. По мнению многих ученых в области психологии, к ощущению успеха человек очень быстро привыкает и ощущает вскоре его постоянную потребность. Что, соответственно, будет стимулировать подростка к положительной и продуктивной деятельности.
Такой подход дает шанс, что он поначалу захочет делать хоть что-то. Когда будут появляться первые продукты его творческой, учебной или трудовой деятельности, вы сможете показать его уникальность и одаренность перед другими детьми. Но его особенность в таком ключе будет не негативной, а позитивной.
При поиске путей воздействия нельзя допускать того, чтобы в классе он чувствовал себя не таким, как все. Со стороны учителя не должно звучать тех негативных качеств или привычек, которыми он обладает. Если постоянно говорить ребенку, что он плохой, неспособный, безнадежный, это никогда не даст тех воспитательных плодов, которые ожидаются от подобных нотаций, а, наоборот, приведет к тому, что ребенок закроется в себе, и достучаться до него будет все труднее.

rabota-pedagogov-s-trudnymi-podrostkami
Конечно, не нужно слишком перехваливать такого учащегося и спускать ему недостойное поведение. В построение учебно-воспитательного процесса необходимо найти золотую середину. Позитивным, но в определенной степени требовательным стилем общения необходимо вызвать уважение у подростка к вам, как к личности. Если трудный подросток почувствует, что вы ему друг и действительно хотите для него добра, он наверняка сможет открыть перед вами душу и позволит оказать ему помощь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *