Социально-нравственное воспитание детей

Воспитание

Social'no-nravstvennoe-vospitanie-detejВ системе осуществление воспитания детей в семье, дошкольных учебных заведениях и школах особое внимание должно уделяться развитию нравственных качеств и формированию объективно положительных ценностных ориентиров. По мнению современных педагогов и психологов, нынешнее общество, ввиду достаточно стремительного развития техники, науки и экономических процессов, потеряло актуальность и авторитет нравственных народных эталонов, идеалов добра, справедливости, бескорыстия, честности, взаимопомощи, гуманизма, смелости и отваги.

Сегодня тот, кто придерживается духовных принципов и взглядов, посещает церковь или иные места религиозных культов, пытается быть полезным и нужным обществу и государству или хотя бы просто своим ближним, выглядит немодным, отсталым, смешным и несовременным в глазах нынешних детей. Однако, как показывает история, государства, которые потеряли силу нравственных и духовных идеалов, вскоре оказывались побежденными и разрушенными. Так, без духовности из сегодняшнего школьника не вырастет такой гражданин, воспитание которого предполагается в основных государственных программах и документах в области образования.

Social'no-nravstvennoe-vospitanie-detejДля достижения цели воспитания достойного гражданина необходимо знать, какими путями реализуется социально-нравственное воспитание детей. Нравственное воспитание должно начинаться в самом раннем возрасте. То есть свое начало социальное воспитание и развитие нравственности берет из семьи. Оно заключается в формировании положительных человеческих качеств у ребенка. В дошкольном возрасте необходимо прививать малышу нравственные качества и зачатки социализации путем привлечения его к трудовой, творческой деятельности, а также через игровые формы воспитания.

Через формирование социальных норм и морально-этичных идеалов происходит воздействие на специфику формирования характера ребенка, его личностных качеств. Основы развития нравственности и понятия об общественных нормах в раннем детстве определяют будущее развитие личности и формирование ребенка как гражданина.

Эффективность воспитательной работы, проводимой с детьми, зависит от уровня ее систематичности. Нравственные поучения, имеющие симптоматичный характер, то есть проявляющиеся только по мере возникновения каких-либо трудностей, не позволят достичь высоких воспитательных результатов.

Social'no-nravstvennoe-vospitanie-detejФормирование нравственных идеалов и заложение основ принципов общественного поведения должно сопровождать все виды деятельности ребенка. Однако это не означает, что развитие малыша должно превратиться в постоянные нравоучения. Воспитательные методы должны быть достаточно разнообразными и завуалированными. Лучшим способом формирования ценностных идеалов и положительного поведенческого опыта является социально-ролевая игра. Через нее ребенок осваивает социальные роли, начинает понимать уровни ответственности в рамках того или иного социального статуса, осознает границу между положительным и негативным поведением.

Помимо игровой деятельности, воспитательная работа с детьми, направленная на развитие социального опыта и моральных качеств, осуществляется в процессе привлечения ребенка к труду. Выполняя какие-либо действия, доверяемые ребенку в зависимости от его возрастных особенностей и личностных способностей, осуществляется развитие личности, а также обретение им трудового и социального опыта путем совершенствования разнообразных умений и навыков.

Social'no-nravstvennoe-vospitanie-detej Помимо семьи, социально-нравственное развитие детей осуществляется также в дошкольных образовательных учреждениях, где квалифицированными специалистами проводится целенаправленная работа, способствующая формированию будущего гражданина. Социально-нравственное воспитание в условиях дошкольных образовательных учреждений базируется на основе тех же принципов и форм, что и семейное обучение. Воспитатели, привлекая детей к трудовой и игровой деятельности, формируют их социальный опыт, понятия о ценностных ориентирах и нормах поведения в обществе, давая советы, как вести себя в определенных ситуациях.

Систематическая работа в сфере воспитания социально активной личности, обладающих нравственными качествами, продолжается и в рамках следующих образовательных ступеней – в начальной и средней школе. Учителями начальных классов и классными руководителями составляются планы воспитательной работы, в которых социальное и нравственное воспитание является одним из четырех составляющих компонентов общего воспитания гражданина.

Social'no-nravstvennoe-vospitanie-detej

Наряду с социально-нравственным, в рамках школы осуществляется работа по развитию правового, эстетического, гражданско-патриотического воспитания и формирования основ здорового образа жизни.

Воспитание будущего гражданина, в котором одну из ведущих ролей занимает деятельность, направленная на формирование социального опыта, общественных норм поведения и ценностных идеалов, эффективно лишь при системном и комплексном воздействии как со стороны учебных заведений, так и семьи. Эффективным средством является не только привлечение ребенка к деятельности и указание путей этичного поведения, но и личный пример.

Воспитание нравственности будет неэффективным, если дети будут наблюдать действия старших, идущие врозь их воспитательным наставлениям. Поэтому, чтобы достичь высоких воспитательных целей, родители и учителя должны вести себя также в соответствии с морально-нравственными принципами и общественными нормами поведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *